ОТ АВТОРА
Данное издание может представлять интерес для широкого круга читателей – любителей и профессионалов, – всерьез интересующихся процессами, которые происходили в обозначенный период в сфере массовой музыки, и желающих понять логику этих процессов; тех, кто не понаслышке помнит описываемые в книге явления, и тех, кто их «не застал», но хочет, приблизив прошлое, с ними познакомиться. И все же основное предназначение издания – вузовский учебный процесс, а его главные адресаты – педагоги и студенты музыкальных учебных заведений, изучающие массовую музыкальную культуру как самостоятельную дисциплину. С этим связан не популярно-журналистский, а профессионально-музыковедческий характер изложения материала.
При этом для студентов в большей мере будут важны конкретные явления и факты из истории развития тех или иных жанров массового музыкального искусства, изложенные в соответствующих главах, их анализ, историко-теоретическое осмысление, а для педагогов, ведущих данный курс, особую актуальность могут представлять методологические вопросы изучения массовой музыки, ее общих законов, которые при всей ее мобильности и склонности к постоянному обновлению остаются во многом неизменными. Поэтому анализу основных жанров, получивших широкое распространение в указанный период, автор счел необходимым предпослать главы, посвященные характеристике массового музыкального искусства в целом как определенного художественного вида, имеющего свои специфические особенности бытования и функционирования, а также его месту в современном учебном процессе.
Издание посвящено только одному, сравнительно небольшому периоду в истории отечественной массовой музыки – 60-м – 80-м годам ХХ столетия. Конечно, подобным же образом в перспективе могут быть рассмотрены и другие периоды. Но выбор именно данного отрезка в качестве точки отсчета представляется не случайным и имеет свои историко-социальные основания: это было время наиболее бурного и стремительного обновления всей панорамы массового искусства в нашей стране, наибольшей его свободы как от идеологического диктата предшествующих тоталитарных десятилетий, так и от диктата экономического, связанного с нарождающимся в 90-е годы российским шоу-бизнесом.
Еще одно предваряющее замечание: помимо самой массовой музыки, в книге рассматривается ее влияние на музыку академической традиции, процессы ее ассимиляции на почве академических музыкальных жанров, последствия (содержательные, образные, драматургические, коммуникативные) такой ассимиляции. Поэтому предлагаемое издание может широко использоваться и в курсе «Истории современной отечественной музыки». Кроме того, глава, посвященная взаимодействию массовой и академической музыки, призвана дать возможность читателю ощутить и понять, что Музыка, несмотря на раскол и поляризацию, которые в ней сегодня наблюдаются, представляет собой тем не менее одну большую целостность, где далеко отошедшие друг от друга, а то и остро конфронтирующие виды и жанры – высокие и низкие, классические и обиходные, академические и массовые – являются, в конечном счете, составляющими единой эстетико-художественной системы, в которой все, так или иначе, подчас парадоксально, взаимообусловлено.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора...............................................................................................................5
Глава первая. Массовая музыка и современный учебный процесс……............8
Глава вторая. Массовая музыка как явление и понятие.……………..………20
Глава третья. Новые тенденции в отечественной массовой музыке 60-х –
80-х годов ХХ века……………..……………..…………………………………46
Глава четвертая. От советской массовой песни к эстрадному шлягеру…… 61
Глава пятая. Самодеятельная, авторская песня……………………………….79
Глава шестая. Рок как социомузыкальный феномен…………………………90
Глава седьмая. ВИА и рок-музыка в контексте отечественной культур..…...109
Глава восьмая. «Третье направление» – камерная эстрада…...……………..139
Глава девятая. Легкожанровый музыкальный театр: оперетта, мюзикл…..166
Глава десятая. Рок-опера: сюжеты, стиль, драматургия....…………………178
Глава одиннадцатая. Массовые жанры и академическая музыка: на путях
к синтезу………………………………………………………………………...211
Заключение. Новое время – новые песни…………………...………………...242
Список изучаемых произведений…………………………………...................249
Рекомендуемая литература…………………………………………………….251