Версия для печати


Старинные бальные танцы. Эпоха Возрождения. + DVD
Увеличить


Старинные бальные танцы. Эпоха Возрождения. + DVD

( Михайлова-Смольнякова Екатерина Сергеевна )
Цена: 375.10 грн.

Задайте вопрос по этому товару

Предисловие

Танец — один из древнейших видов искусства. С момента зарождения цивилизации в самых разных культурах танец был средством самовыражения, например, первобытные люди в танцах изображали животных или силы природы. В индуистской мифологии, в мифах народов восточного Средиземноморья танец сопутствует рождению мира из хаоса. Лукиан (греческий писатель-сатирик, около 120–180 гг. н. э.) в своем трактате «О танце» доказывал, что танец возник в глубочайшей древности «с происхождением первых начал вселенной», «вместе с древним Эросом». При храме Амона в Древнем Египте существовала специальная школа, которая готовила жриц-танцовщиц, должно быть, они были первыми профессиональными исполнительницами. В античности танец интересовал Сократа, Платона, Аристотеля. Танец упоминается даже в Ветхом и Новом Заветах («Есть время для плача, и есть время для танца» (Еккл, III, V. 4), «Мы играли для тебя на дудках, но ты не танцевал» (Матф., XI, V, 17)).

Одними из самых древних руководств по танцу можно назвать египетские рисунки, на которых каждая поза имела свое значение, а их последовательность в исполнении танцора составляла своеобразные танцевальные фразы. Аккомпанементом были хлопки в ладоши, звуки дудки, тамбурина, кастаньет, цимбал, барабана. До нас дошли изображения танцующих ассирийцев, финикийцев, этрусков, греков, римлян.

Исследователи сходятся во мнении, что в ранний период танец в основном был частью религиозного ритуала. Связь между танцем и ритуалом существовала вплоть до XVI в., а в некоторых местах сохранилась и до сих пор. Появление в первобытной культуре танца связано, скорее всего, с изменением психофизического состояния танцующего человека — танец, являясь частью религиозного культа, в сочетании с музыкой обеспечивает вхождение в особое психическое состояние, отличное от обыденного.

В эпоху античности танец уже рассматривался с точки зрения не только психофизического, но и нравственного воздействия на человека. Гомер, Эсхил, Софокл писали о танце как о средстве развития тела и души. Разнообразные церемонии, торжественные празднества, представления и даже военные игры не обходились без танцев.

В поздней античности и в эпоху раннего средневековья танцы чаще всего упоминаются в религиозных источниках, так как до XII–XIII вв. санкционированные танцы могли быть частью религиозного обряда. Изображения танцовщиц и акробатов встречаются в манускриптах и церковной скульптуре Северной Италии, Испании, Англии и на нижнем Рейне начиная с IX–X вв. По словам Белета, теолога XII в., танцы совершались на Рождество, в день св. Иоанна, день Обрезания Господня и на празднество Богоявления. При этом, с одной стороны, танец, исполненный во славу Господа или приуроченный к определенному церковному событию, считался уместным и даже прекрасным, с другой — священнослужители все больше убеждались в том, что физическая природа танцев берет верх над духовным и ведет к греховному поведению паствы. Почти все религиозные мыслители в конце концов сошлись на том, что для верующего на первом месте должна стоять забота о развитии внутреннего мира, в то время как тратить время на заботу о физической красоте аморально и греховно. Танцевальное искусство, тесно связанное с телесным началом, подвергалось осуждению еще и из-за его связи с древними языческими обрядами. Чаще прочих при этом использовался аргумент, что именно из-за нечестивых плясок Иоанн Креститель лишился головы. Попытки изгнать танец из церкви были многочисленны и упорны, но в большинстве своем тщетны. Танец порицали на церковном соборе в Авиньоне (1209 г.), Риме (1231 г.), Коньяке (1260 г.). Но он, как и другие проявления телесности, прорывался наружу как часть карнавальной культуры средневековья. Яркая картина происходившего на народных праздниках представлена в послании парижского факультета богословия от 12 марта 1445 года, адресованном епископам и настоятелям монашеских орденов Франции: «Священники и духовные лица имеют безобразный внешний вид и носят отвратительные маски в часы службы. Они танцуют на клиросе, одетые подобно женщинам, сводникам или бродячим певцам. Они распевают развратные песни. Они едят кровяные колбасы у рогов алтаря во время обедни. Они играют там в кости... Они бегают и скачут по церкви».

Впрочем, в те далекие времена танец существовал не только в церковных стенах. Он вошел в творчество скоморохов, акробатов, жонглеров, канатных плясунов. Сведения о бродячих народных музыкантах средневековья становятся от IX к XIV вв. все более обильными и определенными. Эти наследники и потомки древнеримских актеров «гистрионы» и «мимы» еще долго скитались по средневековой Европе. Переходя с места на место, жонглеры выступали на празднествах при дворах (куда стекались к определенным датам), у замков и в деревнях. В поэмах, романах и песнях средневековья не раз упоминается об участии жонглеров в праздничном веселье, в устройстве всякого рода зрелищ на открытом воздухе. Народные праздники, игрища, пляски давали человеку то, без чего он не может нормально существовать, — телесную и психологическую разрядку. И хотя господствующая идеология осуждала и запрещала танец, он жил, развивался и со временем все глубже проникал в придворную светскую культуру. Наиболее предприимчивым из «бродячих людей» даже стали поручать устройство спектаклей во владетельных замках Прованса, Бретани, Нормандии, при французском, английском, сицилийском и арагонском дворах.

К сожалению, на данный момент мы не располагаем сколь-либо подробными описаниями танцев древних времен и эпохи средневековья. Эти периоды оставили исключительно косвенные источники существования танца — скульптуры и рельефы, фрески и миниатюры, ноты танцевальных мелодий и упоминания танцев в легендах, песнях, философских трактатах и бытовых рассказах. Те же рассказы о танцах, которые сохранились, обобщены и не позволяют с уверенностью реконструировать описываемые композиции. И тем не менее мы можем составить общее представление о наиболее популярных видах бытовавших тогда танцев.

Во-первых, с уверенностью можно утверждать, что танцевальное искусство средневековья не существовало вне музыки, которая усиливала выразительность танцевальной пластики, составляла эмоциональную и ритмическую основу танца. Еще античный философ Лукиан в своем трактате «О пляске» безапелляционно утверждал, что «пение сопряжено с пляской». Плясали под инструментальную музыку и пение самих танцующих, причем танец мог сопровождать песню, и, наоборот, песня могла служить иллюстрацией к танцу, в то время как он выполнял основную художественную функцию.

Многие средневековые миниатюры и фрески изображают круговые танцы, возникшие еще в глубокой древности. Круговые танцевальные фигуры восходили к культу солнца и полной луны и в крестьянской среде не прерывали связи с аграрной «магией». Нередко в готических кодексах изображали и кароль (фарандолу). Танцоры, став в цепочку, двигались друг за другом. Опущенные или поднятые руки подавали друг другу или держались за платки, ветви, букеты цветов. Хоровод и кароль, очевидно, были излюбленными танцами молодежи, принадлежавшей к цвету феодальной знати.

К XIII–XIV вв. танец стал популярным способом приятного времяпрепровождения в благородном обществе. Боккаччо, упоминая о том, что герои его «Декамерона» приступили к танцам, не вдается в детали — очевидно, автор предполагает, что его читатели и так достаточно хорошо осведомлены в этой области: «Девушки и юноши умели танцевать, некоторые — играть и петь, а потому, как скоро убрали со столов, королева велела принести музыкальные инструменты. Затем, по ее распоряжению, Дионео — на лютне, а Фьяметта — на виоле заиграли медленный танец. Королева отослала прислугу поесть, а затем она, другие дамы и два молодых человека стали в круг, и начался плавный круговой танец. После этого все стали петь прелестные веселые песенки».

«После ужина, когда принесли музыкальные инструменты, королева приказала завести танец, и чтобы вела его Лауретта, а Емилия спела канцону, сопровождаемая на лютне Дионео. Согласно этому приказу, Лауретта тотчас же начала и повела танец, а Емилия любовно запела (...). Когда кончилась плясовая песня, которой все весело подпевали, хотя кое-кого она заставила и задуматься над ее словами, проплясали еще несколько мелких танцев».

Описанию Боккаччо соответствуют спокойные, немного жеманные хороводы-шествия в живописи XIII и XIV вв. Любопытно отметить, что при описании танцев Боккаччо использовал три разных термина — danza, ballo и carola. Очевидно, автор делал различие между парным, процессиальным danza и carola (каролем). Со временем термин carola как синоним слова «танец» вышел из употребления, в то время как danza и ballo часто упоминаются в первых итальянских трактатах о танце. Дважды в «Декамероне» упоминается и stampita (istampita, stantipes, estampie) — изначально французская, очень популярная в те времена мелодия эстампи. Нельзя с уверенностью утверждать, исполнялась ли эстампи как аккомпанемент танцу или исключительно как самостоятельное музыкальное произведение, но музыкальная структура эстампи, характерная для таких определенно танцевальных мелодий, как тротто и сальтарелло, не оставляет сомнений в том, что эстампи могла подходить для танцев. К сожалению, сколько-нибудь внятных описаний танца с таким названием на данный момент неизвестно.

Мы можем полагать, что те танцы, которые были описаны в XV в. настолько полно и детально, что их уже можно пытаться восстановить, существовали, пусть и в несколько упрощенной форме, и ранее.

Говоря о хронологическом делении истории танца на периоды, мы допустим некоторые вольности. Естественно, что в истории развития танца не всегда можно провести четкие границы, которые отделяли бы период существования одного вида танцев от периода существования его потомков. Если начиная с XVIII в. мы с точностью до десятилетия можем утверждать, что один вид танцев вошел в моду, а второй — перестал исполняться, то в XV, XVI и даже отчасти XVII вв. тот или иной танец, практически исчезнув в одной стране, еще в течение многих десятилетий существовал в другой или же исчислял свою историю не десятилетиями, а столетиями. В таком случае мы не будем разносить по разным главам непрерывную историю той или иной группы танцев и рассмотрим ряд источников в рамках традиции характерного для них периода, даже если формально они были созданы позже.

Наконец, заметим, что история танца — довольно молодая культурологическая дисциплина. Несмотря на то, что первые попытки осмыслить и описать процесс развития танцевального искусства делались еще в XVII в., большая часть работ, созданных до второй половины XX в., носит описательный характер и зачастую содержит много бездоказательных утверждений, авторских домыслов и неправомерных обобщений. Эти ошибки нельзя ставить авторам в вину, поскольку их истинная причина — не недостаток знаний или непрофессионализм, а острый дефицит первоисточников и затрудненный доступ ко многим из них. Значительная часть материалов, относящихся к ранним периодам развития танца, была открыта и проанализирована лишь в последние десятилетия, и эта работа далеко не закончена. Предлагаемый учебник по старинным бальным танцам содержит основную известную на данный момент информацию о развитии придворного танца в XIV–XIX вв. В отличие от работ таких мастеров, как Л. Д. Блок, С. Н. Худеков, В. М. Красовская, М. В. Васильева-Рождественская и других, данной работой танец рассматривается в той форме, в которой он существовал в рамках бытовой традиции. Эта особенность делает настоящее издание первым подобным учебником, выпущенном на русском языке.

Оглавление

Предисловие .......... 5
Танцы XV века
Итальянские танцы .......... 16

Учителя танцев и их трактаты .......... 17

Доменико да Пьяченца .......... 18

Гульельмо Эбрео .......... 19

Антонио Корнозано .......... 23

Виды итальянских танцев и их особенности .......... 24

Бассданс .......... 26

Балло .......... 27

Шесть элементов танца .......... 28
Танцы других стран Европы .......... 30

Бургундские и французские бассдансы .......... 30

Брюссельский манускрипт и книга Мишеля Тулуза .......... 31

Манускрипт Жана Орлеанского: бассдансы из Нанси .......... 33

Поздние источники по французским бассдансам: книги Копланда, Арены и Модерна .......... 35

Английские танцы. Манускрипт Гресли .......... 36

Испанские танцы .......... 39
Описание танцев .......... 42

Итальянские танцы .......... 42

Описание шагов .......... 42

Особенности взаимоотношений в паре .......... 51

Описание танцев .......... 52

Бургундские танцы .......... 54

Описание шагов .......... 55

Особенности стилистики исполнения и взаимоотношений в паре .......... 59

Описание танцев .......... 61
Танцы XVI века
Итальянские танцы .......... 71

Учителя танцев и их трактаты .......... 71

«Il Ballarino» и «Nobilta di Dame» Фабрицио Карозо .......... 73

«Le Gratie d’Amore» Чезаре Негри .......... 79

Другие итальянские источники .......... 82
Танцы в других странах Европы .......... 85

Французские танцы .......... 85

Английские танцы. Манускрипты Судебных Иннов .......... 87

Испанские танцы .......... 92
Виды танцев и их особенности .......... 95

Алеманда .......... 96

Балетто .......... 97

Бассданс .......... 98

Бранль .......... 99

Вольта .......... 101

Гальярда .......... 102

Канарио .......... 103

Каскарда .......... 104

Куранта .......... 105

Павана .......... 106

Паванилья .......... 108

Пассомеццо .......... 108

Турдион .......... 109

Танцы театральной традиции — морески, моррис, буффоны, маттачины .......... 110
Придворные спектакли: зарождение сценического танца .......... 113
Танцы XVI века в странах Европы .......... 118

Итальянские танцы .......... 118

Описание шагов .......... 121

Особенности поведения в бальной зале и взаимоотношений в паре .......... 127

Описание танцев .......... 135

Французские танцы .......... 140

Описание шагов .......... 140

Описание танцев .......... 153

Английские танцы .......... 160

Описание шагов .......... 160

Описание танцев .......... 161
Заключение .......... 163
Литература .......... 165





Мнения покупателей:

Еще нет мнений об этом товаре.
Пожалуйста, войдите, чтобы оставить свое мнение.