PDFВерсия для печатиE-mail
Построение МУЗЫКАЛЬНЫХ СИСТЕМ: Научное объяснение интервалов, аккордов, мажора и минора, тональностей и ладов. Историческое развПолный трактат об искусстве пения. Учебное пособие. 1-е изд.

Оперная драматургия. Учебное пособие. 1-е изд.
Увеличить


Оперная драматургия. Учебное пособие. 1-е изд.

( Приходовская Е. А. )
Цена: 145.61 грн.

Задайте вопрос по этому товару

Предисловие .......... 3

Глава I. Общие основы жанра оперы .......... 5

§ 1. Инвариантные закономерности оперы: слово — музыка — вокальная техника .......... 5

§ 2. Структура сольного вокального образа .......... 10

Глава II. Смысловые ориентиры оперного произведения .......... 15

§ 1. Миф и сказка: архетипы в опере .......... 15

1.1. Понятие мифокода. Бинарные оппозиции. .......... 15

1.2. Архетипы к. Юнга .......... 18

1.3. Карты в. Проппа .......... 23

1.4. Выбор сюжета .......... 25

§ 2. Оперный «канон» как объективный инвариант .......... 27

2.1. Распределение образов «по тембрам». .......... 27

2.2. Структура оперного целого .......... 31

2.3. Строение оперной партии .......... 34

§ 3. Целостный композиторский «ключ» .......... 37

3.1. Эскиз вокального сочинения .......... 37

3.2. Комплекс «автор» .......... 40

3.3. Типы установок в оперной партии .......... 42

Глава III. Элементы оперного целого .......... 45

§ 1. Работа композитора с вербальным первоисточником .......... 45

1.1. Структурный аспект либретто .......... 46

1.2. Языковой аспект либретто .......... 48

§ 2. Музыкально-тематическая организация оперы .......... 54

2.1. Распределение образно-интонационных сфер .......... 55

2.2. Интонационные «арки» как метод организации целого .......... 56

§ 3. Оперный ансамбль .......... 58

§ 4. Оркестр в опере .......... 62

4.1. Тембровые «блоки» .......... 63

4.2. Функциональные «лики» оркестра .......... 64

§ 5. Вопросы сценического воплощения оперы .......... 66

5.1. Организация сценического пространства .......... 67

5.2. Визуальные характеристики персонажей, декорации и бутафория. .......... 69

Приложения

Приложение 1. Оперы, обязательные для ознакомления (аудио и/или видео, партитура, клавир, либретто) .......... 72

Приложение 2. Оперы, с которыми желательно ознакомиться .......... 73

Приложение 3. Список нотных примеров (снп) .......... 74

Приложение 4. Список видеоиллюстраций .......... 75

Приложение 5. Творческие задания (по темам) .......... 76

Рекомендуемая литература .......... 77

Учебное пособие охватывает круг практических вопросов, которые составляют основную часть курса, позволяя студенту пройти все этапы создания синтетического целого оперы и понять «изнутри» закономерности оперной драматургии.

Адресовано студентам любых гуманитарных и музыкальных специальностей, осваивающим данный курс или интересующимся искусством оперы.

Курс «Оперная драматургия» включает в качестве важнейшего элемента творческую практику студентов — как самостоятельную, так и в рамках групповых и индивидуальных творческих занятий. Поэтому автор считает оправданным употребление слова «композитор» применительно к студентам других специальностей, осваивающим данный курс. Написание оперы не является обязанностью для каждого студента. Опера может сложиться как результат коллективной работы, где каждый реализует лишь небольшую часть или фрагмент общего (обсуждаемого на групповых занятиях) замысла. В качестве альтернативы студент может воплотить весь комплекс творческих задач самостоятельно (в сотрудничестве с педагогом), при наличии соответствующей инициативы самого студента. В данном случае выбор формы творческой работы принадлежит самому студенческому коллективу.

Одной из первейших задач для эффективности творческой практики студентов-исполнителей, никогда не занимавшихся композиторской деятельностью, является устранение в их сознании табу на этот вид деятельности, мешающее их творческой инициативе. Знакомство с творческими проблемами, возникавшими даже у признанных композиторов, помогает «оживить» этот вид деятельности в сознании студентов, сделать его более понятным, более доступным, разрушая самоуничижительный стереотип, отрицающий способность «обычного студента» к творческой работе.

В рамках данного курса студенту предоставляется возможность пройти весь «цикл» создания оперы — от выбора первоисточника и написания либретто до деталей сценических средств выразительности. Зачёт по дисциплине «Оперная драматургия» проводится в виде постановки оперы, написанной студентами в течение семестра. Как правило, это спектакль для широкой зрительской аудитории.

Инновационность описанного метода сдачи зачёта, отсутствие жёстких рамок и ограничений — воодушевляет, актуализирует творческое сознание студентов, помогая им не только преодолевать стереотип, о котором говорилось выше, но и создавать новые яркие образцы оперного жанра. Время в течение семестра творческому проекту уделяется на групповых занятиях.

Опыт работы автора в указанном направлении позволяет утверждать, что подобные методы практической деятельности студентов творческих профессий способствуют повышению эффективности усвоения курса, так как актуализация композиторской практики помогает видеть материал «изнутри», а не «снаружи» (как это часто бывает при традиционных методах изучения теоретического материала). 





Мнения покупателей:

Еще нет мнений об этом товаре.
Пожалуйста, войдите, чтобы оставить свое мнение.




Powered by VirtueMart